Аналитика НЦПТИ

Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет

Обзор Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы

10 мая 2017 года Владимиром Путиным был подписан Указ №203, утверждающий Стратегию развития информационного общества в РФ на 2017 — 2030 годы [1] (далее – Стратегия).

В сравнении со Стратегией [2] утвержденной в феврале 2008 года, новая Стратегия рассчитана на больший период времени и является более масштабным документом. Так, редакция Стратегии от 07.02.2008 года была рассчитана до 2015 года и охватывала семилетний срок, в то время, как Стратегия, утвержденная в 2017 году, задает вектор развития на 13 лет вперед.

На данный момент, новая Стратегия не встретила бурной критики, что, возможно, связано с отсутствием конкретных показателей эффективности, которые планируется разработать Правительству до 1 октября 2017 года. Таким образом, критики данной Стратегии стоит ожидать осенью нынешнего года, так как ни один показатель старой Стратегии достигнут не был.

Изменилась основная цель Стратегии, которая в редакции 2017 года заключается в создании «общества знаний», представляющее собой «общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации». Целью предыдущей стратегии было повышение качества жизни граждан (в частности, в сферах образования, здравоохранения и соцзащиты). Некоторые задачи, были перенесены в новую Стратегию практически без изменений.

В то же время, Стратегия 2017 года имеет большое количество новшеств, например, в редакции 2017 года вводится значительное количество новых терминов, такие как: «облачные вычисления», «киберпространство», «интернет вещей», «промышленный интернет» и др.

Стоит выделить формирование информационного пространства знаний, как одно из приоритетных направлений Стратегии, которое предполагает создание «Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов РФ», как ключевую задачу данного направления.

Также одной из приоритетных задач новой Стратегии можно назвать создание и развитие цифровой экономики, где основными факторами производства являются цифровые данные. Ключевая проблема задачи заключается в использовании технологий, основанных на зарубежных разработках, что усложняет защиту государственных данных и данных рядовых пользователей. Эту проблему планируется решать созданием условий для развития российских разработок в IT-сфере, что также было отражено в предыдущей Стратегии. Согласно Стратегии 2008 года ожидалось, что к 2015 году доля государственных услуг, доступных населению с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, будет доведена до 100 %, а доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота — до 70 %, также ожидалось, что ежедневная аудитория российского сегмента сети Интернет составит 75 %, однако согласно данным, на конец лета 2016 года суточная аудитория интернета (ответившие, что выходили в Сеть в последние сутки) составила 57% взрослых россиян, недельная – 64%, месячная – 68%.[3] Кроме этого, планируется укреплять российские разработки на мировом рынке, что плохо сочетается с изоляционистской политикой в данном вопросе.[4]

Резонансным в этой Стратегии было решение полного запрета анонимности в сети. В течение нескольких дней было активное обсуждение данного пункта Стратегии в российском сегменте сети Интернет. Однако, беспокойства аудитории можно считать преждевременными, так как данный вопрос еще находится в стадии обсуждения.

Главным отличием новой Стратегии от старой можно считать уход от конкретики и использования показателей эффективности. Стратегия 2017 года не ставит цели достижения конкретных количественных показателей, а задает общий вектор развития информационного общества в Российской Федерации.

«Нынешняя стратегия — документ более высокого уровня. Ясно же, что невозможно планировать из Кремля, что будет сделано в населённом пункте, где проживает тысяча человек, и точно знать, какие информационные сервисы им надо там предоставлять. Сейчас задаётся система координат — чем должны заниматься айтишники и информационщики. Есть и вопросы критических информструктур, структур безопасности, развития отечественного рынка, чего не было в предыдущей стратегии», — прокомментировал стратегию развития информационного общества в РФ на 2017 — 2030 годы экс замминистра Министерства связи и массовых коммуникаций России Илья Массух. [5]

__________________________________________

[1] http://tass.ru/obschestvo/4240969

[2] http://docs.cntd.ru/document/902087132 

[3] http://fom.ru/SMI-i-internet/13021

[4] http://tass.ru/politika/3869202

[5] https://www.pnp.ru/politics/u-informacionnogo-obshhestva-poyavilas-novaya-strategiya.html


Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария

Написать комментарий

Для добавления комментариев вам потребуется авторизация.